13
НОЯБРЯ
СРЕДА
19:00
Саша Филипенко
Концерт для виолончели с характером
Татьяна Друбич, художественное слово
Гай Джонстон, виолончель (Великобритания)
Борис Андрианов, виолончель
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Малый зал
Художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов
НАТАЛИИ НИКОЛАЕВНЕ ШАХОВСКОЙ
(1935–2017)
посвящается
О таких харизматичных личностях говорят, что их судьба предопределена свыше – путь предначертан, достижения закономерны. История жизни Наталии Шаховской напоминает биографии не только выдающихся артистов, но и пионеров науки и прогресса, первооткрывателей новых земель. Только избранным удается много успеть, охватить, далеко шагнуть и оставить после себя не один, а тысячу следов.
Ученики и последователи Наталии Шаховской утверждают, что главной ее добродетелью была честность. «Быть честным в музыке!» – первая заповедь наставника. Многомерное понимание честности означало самосовершенствование, предельную самоотдачу, принципиальность, недопущение халтуры и безразличия в искусстве и в жизни и во многом сходствовало с непрестанным поиском истины, которая, как говорил Генрих Гейне, «расцветает лишь из глубочайшей любви». «Любите музыку больше, чем себя», – другая заповедь Наталии Шаховской, унаследованная от великих учителей. Любить искусство и отринуть все наносное – только так и никак иначе, потому что «не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь» (Блез Паскаль).
Наталия Шаховская обладала всеми качествами, необходимыми Музыканту с большой буквы – огромным талантом, сценическим темпераментом, интеллектом, способностью к концентрации, трудолюбием, высочайшей культурой, удивительным чутьем и здравомыслием. Все это, наряду с доброжелательностью, интеллигентностью, мудрой требовательностью и непременно чувством юмора, Наталия Николаевна проявляла и в преподавательской деятельности. Раскрыть талант, дать ему свободу, выявить личностные качества молодого музыканта и направить его способности в нужное русло – так формулировала для себя Шаховская задачу педагога. И справлялась с ней столь же блестяще, как виртуоз-интерпретатор – с музыкальным произведением. «Педагогическая работа – не просто профессиональный процесс, но и чисто человеческое общение. Это даже какая-то школа человеческой жизни», – говорила Наталия Николаевна.
Современники, наставники и коллеги отзывались о ней в самых превосходных степенях. Мстислав Ростропович отмечал, что «ее искусство глубоко содержательно», Даниил Шафран говорил о способности захватить слушателей и уверенной игре, которая «проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом». Профессор Татьяна Гайдамович уподобляла соратницу по консерватории яркой драматической актрисе: «… так рельефны и словно зримы были создаваемые ею образы, с такой непреклонной силой от одного эпизода к другому заставляла она следить за всегда напряженно разворачивающимся “действием”… Артистке свойственно какое-то удивительно острое ощущение современности». Эдуард Грач наградил Наталию Николаевну эпитетами «уникальный музыкант», «феноменальная виолончелистка», «невероятная труженица», пребывающая «всегда в поиске совершенства», «грандиозная фигура среди инструменталистов».
Десять фактов о Наталии Шаховской
Первая российская женщина-виолончелистка, добившаяся успехов на международных конкурсах. Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, I премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, I премия), Международного конкурса им. А. Дворжака в Праге (1961, II премия).
Первая победительница Международного конкурса имени П. И. Чайковского в номинации «виолончель», появившейся в 1962 году благодаря Мстиславу Ростроповичу.
Первоначально Наталия Шаховская обучалась игре на фортепиано и лишь в 12 лет перешла на виолончель.
Наставниками Наталии Шаховской в Московской консерватории были выдающиеся виолончелисты Семен Козолупов («великий педагог, давший великолепную школу», говорила Наталия Николаевна) и Мстислав Ростропович, у которого она окончила аспирантуру. Главным в обучении у Ростроповича она считала «особую атмосферу, общение с гигантским человеком и артистом».
В репертуар Наталии Шаховской вошла практически вся сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдулиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе, которые она исполнила впервые.
Почти шесть десятилетий Наталия Шаховская отдала педагогике, в частности, 55 лет преподавала в Московской консерватории. В последние годы жизни также возглавляла кафедру виолончели в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде. С мастер-классами объехала полмира.
Из класса Наталии Шаховской вышли многочисленные профессионалы высочайшего класса, продолжившие концертную и преподавательскую деятельность, многие лауреаты крупнейших международных конкурсов. В их числе Александр Загоринский, Алексей Найдёнов, Кирилл Родин, Алексей Селезнев, Сергей Судзиловский, Марина Тарасова, Борис Андрианов, Сурен Багратуни, Владимир Бальшин, Ольга Галочкина, Евгений Горюнов, Наталья Хома, Денис Шаповалов, Евгений Румянцев, Сергей Антонов, Александр Рамм, Петр Гладыш, Пауль Суссь, Алексей Толстов, Даниил Вейс, Соня Видер-Атертон и другие.
Наталия Шаховская была многолетним членом жюри (и неоднократно председателем) Международного конкурса имени П. И. Чайковского, приглашалась в жюри конкурсов «Пражская весна», имени М. Ростроповича в Париже, ARD в Мюнхене, UNISA в Претории (ЮАР), им. В. Лютославского в Варшаве, им. Д. Поппера в Варпалоте (Венгрия), им. К. Давыдова в Кулдиге (Латвия).
Наталия Шаховская удостоена почетных званий «Народная артистка СССР» и «Народная артистка Российской Федерации», ордена Дружбы «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность». В Испании ее наградили орденом Альфонсо X Мудрого «за выдающиеся заслуги в области культуры и искусств».
На вопрос, что самое главное в жизни, Наталия Шаховская отвечала: «Доброта и любовь».