Vivacello VII | Vivacello.com
top of page

Vivacello VII

Формально виолончель путешествовала по многим арт-площадкам Москвы: открытие и закрытие фестиваля прошли в Концертном зале имени П.И. Чайковского, оттуда программы разъехались по лучшим консерваторским и музейным залам столицы. В Малом зале консерватории прошел вечер камерной музыки с грандиозным октетом для струнных Джордже Энеску, с ураганным драйвом и феноменальным качеством сыгранным лучшими из лучших солистами: Аленой Баевой, Андреем Барановым, Никитой Борисоглебским, Родионом Петровым, Федором Белугиным, Даниилом Гришиным, Борисом Андриановым, Кристиной Блаумане. В Мультимедиа Арт Музее (бывшем Московском Доме фотографии) прошел вечер виолончелиста и композитора, виртуозного импровизатора Штефана Брауна. В «Зале Врубеля» Третьяковской галереи сонатный вечер с участием хедлайнеров сегодняшнего исполнительского искусства Джинг Джао, Алены Баевой и Вадима Холоденко был сыгран с соответствующей самому genius loci галереи изысканностью. Участвовали в концертах и классики (Иван Монигетти) и тинейджеры (скрипач Ренносуке Фукуда родился в 1999 году).

VII ФЕСТИВАЛЬ VIVACELLO, ОРГАНИЗОВАННЫЙ БОРИСОМ АНДРИАНОВЫМ И ФОНДОМ «U-ART: ТЫ И ИСКУССТВО», ПО СЛОЖИВШЕЙСЯ ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОЛЕПНО РАСКРЫЛ СПОСОБНОСТЬ ЭТОГО БЛАГОРОДНОГО ИНСТРУМЕНТА БЫТЬ ОБЩИТЕЛЬНЫМ В РАЗНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ УДОЖЕСТВЕННОГО МИРА.

ТЕКСТ: СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ


ФОТО: СЕРГЕЙ КАРПОВ, ДЕНИС КУЗНЕЦОВ, ДМИТРИЙ ЧУНТУЛ

Сергей Смбатян, дирижер

— Много есть хороших фестивалей сейчас, но мало проектов, которые влияют на проблемы и пропагандируют правильные идеи, в нынешнем мире это очень важно. Для России это значимый проект, и в то же время он интересен и в международном масштабе. То, что делает фестиваль, занимается популяризацией виолончельной музыки – помогает нам всем.

1. АРТ-ДИРЕКТОР ФЕСТИВАЛЯ
БОРИС АНДРИАНОВ


2. ЯПОНСКИЙ СКРИПАЧ
РЕННОСУКЕ ФУКУДА


3. ВИОЛОНЧЕЛИСТ НАРЕК
АХНАЗАРЯН


4. ИВАН МОНИГЕТТИ –
ВИОЛОНЧЕЛИСТ, УЧЕНИК
МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА


5. МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА
«ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ»

Способность виолончели аккумулировать возможность трудного, вдохновенного и талантливого общения была явлена в самих программах фестиваля. Так, для открытия была выбрана тема странствий по музыкальному миру с виолончелью и скрипкой. Барочные концерты Антонио Вивальди стали благословением в путь, а кульминацией явились опусы классиков модернизма Альфреда Шнитке и Гии Канчели. С симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского играли Нарек Ахназарян, Тимоти Парк, Ренносуке Фукуда, Алексей Лундин, Никита Борисоглебский, Федор Амосов. В каждом концерте, будь то Вивальди, Сен-Санс или Шнитке союз скрипки и виолончели помог объемно, во всех гармонических, тембровых нюансах понять то, что в XVIII столетии называли «линией красоты» стиля, а в XX-м Казимир Малевич определил в качестве «прибавочного элемента». Имеется в виду обусловленный эпохой мировоззренческий феномен, что «произвел реакцию на существующий строй чувства». Слушатели совершили странствие по разным стилям. Во всех случаях музыканты «прибавочный элемент», проще говоря – «эпошистость», явили в звуках тонко и красиво.

Отдельная реплика – о «Тихой молитве» Гии Канчели, которую с оркестром исполнили Борис Бровцын и Борис Андрианов. Применительно к неофициальному изобразительному искусству 1970 –х теоретик contemporary art Борис Гройс ввел термин «романтический концептуализм», предполагающий присутствие живой выстраданной интонации (чаще всего от лица извечного героя литературы, «маленького человека») в аранжировке шаблонных, жестко нормативных языковых систем. О музыке Канчели, наверное, можно говорить как об образце «романтического минимализма». Магнитофонная запись с голосом ребенка, напевающим бесхитростные букварные, буквальные слова о Мире, Солнце и Боге становится конструктивной осью концерта. Партии скрипки и виолончели в сопровождении оркестра создают мощнейшие потоки чувств, вихрящиеся вокруг этого смиренного детского голоса. Открытая, навзрыд, лавинообразная эмоциональность усмиряется кротостью. Сознание верит обещаниям гармонии и просветления.

Тимоти Парк, виолончелист

— В этом фестивале я очень ценю то, что он является не только праздником виолончели, но и праздником музыки в целом. На открытии Vivacello мы исполняем Вивальди и Шнитке — и уже по одному этому концерту можно судить, насколько широк спектр жанров на фестивале. Музыка должна жить дальше, должны звучать как уже известные произведения, так и новые. И я рад поддержать идею фестиваля.

КОНЦЕРТ-ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ.
ИВАН МОНИГЕТТИ И «ВИРТУОЗЫ
МОСКВЫ» ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СЕРГЕЯ СМБАТЯНА ИСПОЛНИЛИ КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ ЛЯ МИНОР РОБЕРТА ШУМАНА

КОНЦЕРТ 22 НОЯБРЯ ПРОШЕЛ НА
ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПРЕКРАСНЫХ
ПЛОЩАДОК МОСКВЫ – ЗАЛЕ
ВРУБЕЛЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Джинг Джао, виолончелистка

— Я выступала в Москве первый раз, и, конечно, этот город для меня – открытие. Но больше всего меня поразило место проведения концерта, я никогда не играла в музее, подобном Третьяковской галерее, среди таких грандиозных шедевров живописи. Единственное, о чем жалею — что не все удалось как следует рассмотреть, не хватило времени.

АМЕРИКАНСКИЙ ВИОЛОНЧЕЛИСТ
ТИМОТИ ПАРК И СКРИПАЧ АЛЕКСЕЙ ЛУНДИН

НА КОНЦЕРТЕ-ОТКРЫТИИ
ФЕСТИВАЛЯ МУЗЫКАНТЫ
ИСПОЛНИЛИ НА БИС МОЦАРТА

Виолончель является образцом и референтом многомерного, объемного понимания мира музыки. Замковым камнем нынешнего фестиваля могут считаться «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром Петра Чайковского. В разных интерпретациях они были исполнены аж трижды. В Мультимедиа Арт Музее Штефан Браун сделал их материалом для своих именно что мультимедийных импровизаций, в которых виолончель принимает голоса других инструментов и ее звучание соотносится с разными жанрами музыкальной культуры. На завершающем фестиваль концерте в Зале им. П.И. Чайковского классическую версию «Рококо», в редакции К.В.Ф. Фитценхагена, образцово исполнил юный лауреат 15-го Конкурса Чайковского Джонатан Роузман. А закрыла фестиваль 2015 года мировая премьера – «Jazz Rockoco вариации» для виолончели с оркестром Александра Розенблата. В сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» солировал Борис Андрианов.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ
ИДЕАЛЬНО ПОДОШЕЛ В КАЧЕСТВЕ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЖАЗОВЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ ШТЕФАНА БРАУНА

ПУБЛИКА В ЗАЛЕ ЧАЙКОВСКОГО В
ОЖИДАНИИ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Джонатан Роузман, виолончелист

— Я выступал на Vivacello со знаменитым оркестром «Виртуозы Москвы» в концертном зале имени Чайковского. Для меня это много значит, потому что я считаю, что Москва имеет очень большое значение для музыкального мира. Кроме того, здесь мой отец учился и познакомился с моей матерью. Фестивалей виолончелистов не так уж и много, хотя инструмент, конечно, фантастический. Люди часто говорят, что звуки виолончели очень напоминают человеческую речь. Мне кажется, виолончель любят многие. Я, по крайней мере, точно.

КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР
РОЗЕНБЛАТ. ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ
ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

Филигранная разработка всех тем импровизаций Брауна показывала, что виолончель на самом деле может в смысле мимикрии голоса и явления себя в разных видовых и жанровых амплуа, от джаз-гитары до ритмической секции ударных. В целом же у Брауна получилось пронзительное, очень сложное лирическое послание сродни балладам героя прошлого фестиваля, гитариста Эдина Карамазова. И текст «рококо-вариаций» Чайковского им был понят на каком-то глубинном, структурном уровне.

Розенблату, по-видимому, больше приглянулись возможности использовать виолончельные вариации Чайковского в качестве саунд-декораций в уютном ретро-стиле, близком к кинофильму Карена Шахназарова «Мы из джаза». В этом контексте рококо-вариации становились проводником популярной, массовой культуры.

Ну а страстное и искреннее, технически совершенное исполнение «Вариаций» Джонатаном Роузманом и «Виртуозами Москвы» под управлением Сергея Смбатяна позволило соскрести нафталин с классики и услышать ее заново рожденной. Таким образом один сюжет фестиваля с опусом Чайковского дал возможность виолончели стать проводником трех измерений культуры: популярной, классической и экспериментальной, артхаусной.

Гости фестиваля

bottom of page