13
НОЯБРЯ
СРЕДА
19:00
Саша Филипенко
Концерт для виолончели с характером
Татьяна Друбич, художественное слово
Гай Джонстон, виолончель (Великобритания)
Борис Андрианов, виолончель
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Малый зал
Художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов
Мировая премьера
Майкл Беркли. Концерт для виолончели с оркестром.
Старший сын композитора Леннокса Беркли, крестник Бенджамина Бриттена Майкл Беркли – воспитанник Королевской Академии музыки в Лондоне и ученик Ричарда Родни Беннетта. Его музыку исполняли всемирно известные солисты, дирижеры и оркестры (в числе которых Мстислав Ростропович, Колин Дэвис, Хизер Харпер, Николас Дэниел, Барбара Хэннигэн, Анджела Хьюитт, Хлоя Хэнслип, Элис Нири, Роберт Коэн и др.), она неоднократно включалась в программы крупнейших фестивалей. Беркли – автор ряда симфонических произведений («Грегорианские вариации», «Таинственный сад», «Сад земных наслаждений», Концерт для оркестра и др.), оратории «Или мы умрем?» на слова Иэна Макьюэна, нескольких концертов, «Плача Габриэля» для хора и оркестра с пением горбатых китов, опер «Baa Baa Black Sheep» о детских годах Редьярда Киплинга и «Джейн Эйр» (обе на либретто Дэвида Малуфа), оперы «Для тебя» (либретто Иэна Макьюэна), ряда камерных произведений, королевских антемов, музыки к кинофильмам.
В 2014 году выдающийся хореограф Уэйн Макгрегор поставил с труппой Королевского балета Ковент Гарден одноактный спектакль «Тетрактис – Искусство фуги» в сотрудничестве с Майклом Беркли. Композитор взял несколько частей из монументального цикла Баха и аранжировал для оркестра моцартовской эпохи с фортепиано соло. Летом того же года спектакль был показан на гастролях в Москве.
Майкл Беркли руководил фестивалями в Челтнеме, Лондоне и Сиднее. Удостоен ордена Британской империи (командор) за достижения в музыкальном искусстве; является беспартийным членом Палаты лордов, где выступает в защиту современного музыкального образования.
В апреле 2015-го Майкл Беркли отметил 20-ю годовщину одной из самых популярных и успешных программ Радио 3, Private Passions («Интимные пристрастия»). В разные годы на эфире побывали самые разные гости – от Исайи Берлина до Стюарта Коупленда, барабанщика группы The Police, от архиепископа Кентерберийского до Джона Бирда и Стивена Фрая. В 1996 году «Интимные пристрастия» были названы радиопередачей года.
В 1983 году Майкл Беркли написал Концерт для виолончели с оркестром по заказу Фестиваля в Милтон-Кинсе – одночастное произведение для небольшого состава оркестра, сознательно апеллирующее к концертам Боккерини и Гайдна. Спустя 34 года композитор вновь обратился к этому жанру: новый виолончельный концерт создан им специально по заказу фестиваля Vivacello и Бориса Андрианова. О своем сочинении автор рассказывает:
«Я впервые приехал в Москву в начале 1980-х годов, и меня пригласили послушать два юных дарования – Кисина и Репина, а также симфонические концерты. По пути на один из этих концертов (его программа включала Виолончельный концерт Дютийё) я заглянул в соседнюю церковь и услышал на редкость чудесные песнопения и распевы. Когда Борис Андрианов обратился ко мне с просьбой написать для него музыку, эти воспоминания нахлынули на меня и породили первые идеи нового сочинения. Я также слушал записи Бориса и был вдохновлен его музыкальностью и игрой.
Моя пьеса одночастна и вбирает в себя также музыку из моего произведения «At A Solemn Wake» («Прощание у гроба»), которое я написал для виолончели и фортепиано (для виолончелиста Адриана Бренделя и пианиста Кристофера Глинна – прим. ред.) в память о своей первой жене (она умерла в 2014-м), и из «Оды» памяти покойных друзей. Некогда я был певчим в Вестминстерском соборе (в то время мой крестный Бенджамин Бриттен написал для нас Мессу, а позже он представил меня Мстиславу Ростроповичу, который впоследствии дирижировал моим новым сочинением на фестивале BBC Proms), и григорианский хорал стал неотъемлемой частью моего музыкального становления. Поэтому когда я услышал православные песнопения в Москве, я был потрясен вдвойне.
Моя новая пьеса для Бориса Андрианова инструментована для бетховенского состава оркестра с заметной партией литавр».
Ключевую роль в организации мировой премьеры Виолончельного концерта Майкла Беркли в России сыграла британский продюсер Марьяна Хеселдайн, выступившая автором идеи и инициатором проекта. Фестиваль Vivacello и лорд Майкл Беркли выражают Марьяне Хеселдайн огромную благодарность, а также благодарят Рейчел и Марка Полонски за спонсорскую поддержку при подготовке партитуры концерта. Особую благодарность фестиваль выражает также Владимиру Павлову и Глебу Руденко.